Контакты:

Телефон: 8 (8652) 55-35-58
Электронная почта:
stavds25@yandex.ru

Адрес:

355040, город Ставрополь, улица Тухачевского 25/3

«Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в свете требований ФГОС»

01.12.2017

 

                   Консультация для педагогов:

«Повышение культуры речи как компонента профессиональной    компетентности воспитателя ДОУ в свете требований ФГОС»

               Не случайно считается, что речь человека — его визитная  карточка: насколько грамотно и выразительно он говорит, насколько плавно и спокойно  звучит его речь, зависит успех человека не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Представители многих профессий, осуществляя свою трудовую деятельность, используют, помимо речи, разнообразные средства и орудия производства: инструменты, приборы, машины, компьютеры. Среди немногих профессий, где слово представляет собой  единственное и действенное средство профессиональной самореализации, является профессия педагога. Именно она ориентирована на владение речью во всей её полноте и значимости, так как основной механизм овладения детьми родным языком- подражание .М.А. Алексеева отмечает, что подражая взрослым, ребенок перенимает « не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».   Правильная, эмоциональная, коммуникативно-целесообразная речь педагога позволяет  ему эффективно воздействовать на разум и чувства ребенка, воспитывать гармоничную личность.

     Нельзя забывать о том, что дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Только педагог, обладающий богатым словарным запасом, знающий и владеющий  методикой развития речи дошкольников, может успешно решать эту задачу.

       Именно поэтому к речи педагога ДОУ предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

  1. Современная педагогика представляет следующие характеристики речи педагога:

правильность – соответствие речи языковым нормам.

 Неотъемлемой частью красивой речи является правильная дикция.

 — точность – соответствие смыслового содержания речи и информации.

 — логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи.

чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников – подражание- педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

 —выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом средствами выразительности( интонация, темп речи, сила, высота голоса) способствует воспитанию выразительности детской речи.

 — богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон педагога способствует не только расширению словарного запаса детей, но и помогает сформировать у него навыки словоупотребления, выразительности и образности речи .

 — уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает обладание чувством стиля, способствует формированию у детей культуры речевого поведения ( в том числе и речевого этикета ). 

 — доступность — умение в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание – является необходимым качеством речи педагога. Воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

3.Условия, необходимые для овладения  мастерством речи.

Главным условием красивой речи является правильная  дикция. Дикция – это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Качество дикции обеспечивается точностью и синхронностью работы:

-голосового,

-артикуляционного,

-дыхательного аппарата.

Таким образом, обозначились основные направления в работе над дикцией.

         Основой речи является голос. Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, инструмент, единственный и неповторимый, как отпечатки пальцев. При помощи этого инструмента можно выразить своё настроение, передать эмоциональное и душевное состояние. Станиславский говорил актерам: «Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи». Последние исследования показали, что лишь 30% воспитателей хорошо владеют голосом и умеют использовать его богатство и выразительность в работе с детьми; около 9% воспитателей имеют явные голосовые расстройства и нуждаются в помощи врача — фониатра; около 61% воспитателей не справляются со своей голосовой нагрузкой и находятся в « группе риска» голосовых нарушений. Поэтому очень важно уметь распределять голосовую нагрузку в целях профилактики голосовых расстройств и использовать это умение в работе с детьми ( учитывая несовершенство детского голоса ).

            Подвижность и точность работы органов артикуляции являются одними из главных условий правильного звучания звуков. Артикуляционная гимнастика способствует выработке правильного артикуляционного уклада произносимых звуков. В последнее время все чаще упоминается термин « биоэнергопластика».Артикуляционные упражнения, проводимые одновременно с движениями кисти рук помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, что способствует активизации мыслительной деятельности,развитию координации движений и мелкой моторики. Подвижность губ играет большую роль в образовании звуков, особенно гласных. Станиславский особенно настаивал на внимании к гласным звукам: «Усиленно развивайте артикуляцию губного аппарата и всех тех частей, которые четко вытачивают и оформляют гласные». В настоящее время доказано, что гласные звуки положительно влияют на организм человека:

— А — положительно влияет на работу сердца, толстого кишечника, стимулирует энергетику.

— У – успокаивает, снимает напряжение, помогает стабилизировать эмоции.

— О- стимулирует работу печени.

— Э – повышает уверенность в себе, своих силах, помогает преодолеть комплекс неполноценности.

— И – улучшает работу головного мозга.

— Я – активизирует иммунную систему;

— Е – стимулирует регенерацию клеток;

— Ю – звук молодости, обновления. Благотворно влияет на почки, кожу.

            Методика проведения: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох ( животом), задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха. Высота звучания должна быть удобна для поющего. Продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

           Л.С. Выготский обратил внимание на то, что важнейшим из речевых движений является дыхание, что речь без речевого дыхания немыслима. Речь образуется на фазе выдоха.  В процессе говорения требуется в 3-4 раза больше воздуха, чем при спокойном дыхании. Поэтому при вдохе воздух будет поступать главным образом через рот. Искусство дыхания состоит в том, чтобы во время речи экономно расходовать воздух, поскольку отсутствие достаточного количества воздуха отрицательно сказывается на работе голосовых складок. Для качества голоса большое значение имеет тип дыхания. Наиболее целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания.

Дыхание при речи значительно отличается от дыхания в покое:

— речевое дыхание совершается произвольно, а дыхание в покое – автоматически;

— при речевом дыхании вдох производится быстро и бесшумно, в покое – вдох по продолжительности почти равняется выдоху;

— в речи используется ротовое дыхание, в покое – носовое;

— при речевом дыхании при вдохе голосовые связки расходятся шире, чем при дыхании в покое.

Эти направления формирования правильной дикции  пройдут красной нитью в работе с педагогами. Мною запланированы:

  1. Поговорим о речевом этикете ( консультация для педагогов).                                                  
  2. Говорим правильно – нам подражают дети (консультация для молодых специалистов).
  3. Речь как средство педагогической деятельности воспитателя (консультация для воспитателей).
  4. Семинар – практикум «Развиваем речь детей и взрослых»
  5. Круглый стол « Учим стихи – развиваем память»
  6. « Речь. Норма и отклонения»(консультация для воспитателей разных возрастных групп).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта